От идеи до реализации на научных судах: новые изобретения наших учеников 14.06.2024

Наши десятиклассники разработали для Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН умную видеокамеру, которая следит за техникой безопасности на палубе, прибор, контролирующий спущенный под воду пробоотборник, и макет лебедки для обучения новых сотрудников. Изобретения ребят будут использоваться на российских флагманских научных судах уже в этом году.

Над каждым проектом работала команда учеников инженерного класса. Первая создала точный макет установленного на научно-исследовательских судах спуско-подъемного оборудования, только в уменьшенном масштабе 1:20. Благодаря этой разработке молодые ученые смогут овладеть навыками работы с новой техникой еще в стенах Института океанологии, то есть научатся управлять лебедкой до того, как попадут на борт. Макет состоит из электромеханической части, с помощью миниатюрных рычагов можно разматывать («травить») и наматывать («выбирать») трос на барабан лебедки; специальный регулятор позволяет менять скорость вращения, а счетчик определяет длину вытравленного или выбранного троса. При этом все данные выводятся на дисплей.

«Ребята проделали огромную работу, собрали электрическую схему управления, написали программное обеспечение, боролись с техническими вызовами, которые возникали в процессе. Благодаря их проекту новым сотрудникам теперь наглядно можно объяснять основы палубной работы. Мы уже провели испытания в фокус-группах и получили отличные отзывы», – отмечает ученый Института океанологии Дмитрий Геннадьевич Борисов.

Вторая команда разработала программное обеспечение, которое отслеживает натяжение троса во время спуска приборов на глубину 4-5 км, собирает данные как с судовой метеостанции так и с GPS-приемника, а данные о температуре воды и воздуха, скорости ветра, координатах судна выводит на экран. Важной особенностью проекта является то, что информация о натяжении троса отображается в виде графика и постоянно обновляется. Новые данные говорят об изменении нагрузки на лебедку. Происходит это когда прибор лег на дно, отобрал пробу грунта/горных пород или зацепился за препятствия. По словам Дмитрия Геннадьевича, модуль мониторинга нагрузки на лебедку станет если не заменой, то важным дополнением к старому аналоговому прибору со шкалой и стрелкой, который пока еще применяется на научно-исследовательских судах. Проект практически готов к испытаниям в реальных условиях и будет использоваться в этом году на судне «Академик Иоффе» в центральной Атлантике.

Участники третьей команды сосредоточились на безопасности персонала, работающего на открытых палубах с тяжелым оборудованием. Научный руководитель проекта, учитель информатики нашей школы Роман Анатольевич Перепечаев объяснил, что устройство наблюдения за безопасностью проведения палубных работ на основе технологии машинного зрения определяет и звуковым сигналом предупреждает появление в опасной зоне палубного рабочего. Все данные о времени и виде нарушения автоматически фиксируются. Работа над проектом еще продолжается. Планируется внедрить в камеру нейросетевые технологии, что позволит определять нарушения техники безопасности в различных погодных условиях более точно.

«Работа в море – это всегда риск и угроза для здоровья. Соблюдение техники безопасности является важным требованием, и камера, направленная на палубу 24/7, будет предотвращать ЧП», - уточняет Дмитрий Геннадьевич Борисов.